?

Log in

No account? Create an account
Emigre's Trip Journal
Отрывок из эссе М.Дельгадо в парижском журнале… 
5th-Dec-2008 04:20 am
2

Отрывок из эссе М.Дельгадо

в парижском журнале "L'Année Sociologique",

1949 год, стр. 49-63

 

…Итак, ХХ век — век уход от «реальности», то есть, реальности реализма. ХХ век не хочет мириться с тем, что есть то, что есть, а чего нет — того и нет.

 Соответственно, мир – не только то, что он есть на «самом деле». Он — еще и то, что мы о нем думаем. И отделить «есть» от «думаем» четко и однозначно решительно невозможно. Поэтому поиск верных жизненных решений происходит двояко: в себе и в мире. Поэтому вину за неудачи тоже следует делить — на свою и окружения. При таком видении мы с полным правом можем сказать: «Это наш мир». И с такой же необходимостью вынуждены признать: «Это – не тот мир».

Противоречие? — Да. Но оно позволяет нам пробовать разное в наших поисках. Мир неоднозначен благодаря нам? — O’k. Мы поменяем себя и наше место, мы сыграем в эту игру – только в этой игре мы сможем понять, где мы. ХХ век — большая ролевая игра с часто плачевным исходом, а часто и вовсе безысходная.

Но кто виноват в этом? Вероятно, мы плохо искали. Вероятно, мы неважные игроки. Если этот мир — кошмар декадента или бред наркомана, ломберный стол с шулерами или занюханная контора, то, наверно, в нем есть и другие места, и мы можем выиграть билет туда. Так сыграем же лучше! Это наш шанс. Он всегда есть, пока мы живы — и, кто знает, может и после того. Мы покинем эту страну — и эту, и эту тоже.


 

 
 

Из беседы д-ра Жакоба Дюпре и д-ра Этьена Ламбьеля.

 

Ж.Д.: По моему мнению, автор плохо понимает, что именно он хочет донести до читателя. Рассуждая о XX веке, веке, начавшемся фактически в 1901, а психологически в 1914, он говорит о том, что вину за все неудачи, за всю сложную историю нашего времени надо делить в неких долях на свою собственную вину и вину общества. Но если подумать, что такое общество? Общество, как утверждал еще Э.Дюркгейм – это коллективная мысль о самом себе. Общество вынуждает нас действовать вопреки собственным желаниям. Общество – это в значительной мере новый бог для человека нашего столетия. Поэтому становятся неважны президенты, короли и полководцы. История XX века вершится обычными людьми, из которых, так же как из многих пчел составляется улей, составляется общество.

 

Э.Л.: Коллега, Вы не замечаете того, что г-н Дельгадо, пусть, скорее с эмоциональной, чем с научной точки зрения, говорит другими словами о том же самом, о чем и Вы. Более того, он говорит и том, как можно противостоять создаваемому нами самими монстру-обществу в наше время. Возможно, предложенный им путь – путь исхода, путь эмиграции, путь поиска некой внешней или внутренней Утопии – не лучший из возможных путей, но, я думаю, Вы со мной согласитесь, данный путь – путь борьбы и раскрепощения личности, путь действия, а не выжидания. «Мы покинем эту страну», - говорит автор. Покинем – и рано или поздно найдем свой Иерусалим.

 

 

Для внимательного читателя

 

О том, что взять с собой

Собираясь в путь, вам необходимо собрать свой чемодан. Даже если вы никуда не едете, вам все равно необходимо это сделать.

Что будет в вашем чемодане?

Несколько, казалось бы никчемных предметов, осколков века и вашей жизни. Безделушек, за которые вы всегда держитесь. Милых мелочей,  давно ставших вашей точкой опоры.

Несколько писем и открыток, связывающих вас с прошлым. А может и не брать их?

И воспоминания. Самые яркие, самые светлые. И те, от которых хотелось бы избавиться. О детстве, о друзьях и врагах, о любви и ненависти, о сбывшемся и потерянном.

Путь предстоит неблизкий, поэтому постарайтесь не брать ничего лишнего. Но и не забудьте чего-нибудь, возможно именно без этой мелочи, все окажется для вас напрасным.

 

Требования к заявке

1.      Поскольку речь у нас пойдет об эмиграции, а также о странствиях (духовных, а равно и вполне географических, в том числе и дальних), мы не можем допустить, чтобы игрок остался в них без самого главного — без чемодана.

Поэтому первым пунктом наших требований будет ваш личный ЧЕМОДАН — тот праздник, который всегда с тобой, вместе с его содержимым. «Без чемодана человек как дерево. Всю жизнь на одном месте». Даже у всех местных чемодан всегда собран. Там обычно уже лежит что-то — на всякий случай.

От Вас требуется прислать нам описание Вашего чемодана — каков он собой. Можно добавить и фотографию (но не обязательно). И желательно рассказать, почему именно этот чемодан.

Понятно, что в чемодан Вы кладете вещи, необходимые для путешествия — так вот их описывать как раз не надо.

Нас интересует описание тех вещей, можно с фото, которые не являются необходимыми, но в чемодане оказались. Ну и, конечно, коротенький рассказ о каждой из них.

 

Пример (нарочно утрированный):

Вот дощечка от шкафчика красного дерева, с инкрустацией, 15 на 10 см. Наинкрустации фрагмент картины «Охотник и борзая, преследующая зайца» (охотник не поместился, видны только пасть борзой и заячье ухо).

Все дело в том, что это дощечка от моего любимого шкафа, которого уже нет. Его очень любила моя жена, которой уже нет. Она носила прекрасное золотое кольцо, которого уже нет. У нас был чудесный белый бульдог, но и его уже нет. А также прекрасная белая крыса, но и ее, конечно, к сожалению, уже нет. Жена оборонила на пол кольцо, и крыса бросилась за ним. Чтобы предупредить это, бульдог бросился за нею и хватил ее. Но жена, увидев это, бросилась к бульдогу, чтобы он не навредил крысе. В результате, жена споткнулась, и ударилась головой об угол шкафа, того самого, красного дерева, с инкрустацией в виде картины «Охотник и борзая, преследующая зайца». Жена от этого скончалась. А шкафчик рассыпался. Бульдог подавился крысой от неожиданности и сдох. А крыса задохнулась в пасти бульдога. И тоже сдохла. Кольцо так и не нашли в щелях паркета. А дом сгорел — его подожгли восставшие крестьяне — за свободу. Поэтому в моем чемодане только дощечка. А так были бы кольцо, жена, бульдог, крыса, шкафчик и дом. И вообще чемодана бы не было, потому что зачем бы он был, если бы было это все?

 

2.      Маленький (полстраницы, не более страницы, не менее абзаца (если это гениальный абзац, можно им ограничиться)) текст с оформлением его (лучше в виде графического файла).

Это может быть: открытка (тогда хорошо бы и картинку открытки), фото с подписью, листочек из блокнота, наклеенные на бумагу газетные слова и буквы, просто газетная вырезка (из какой газеты, какой шрифт и т.д.), запись в жалобной книге или на салфетке, , кусочек дневника или письма, текст на купюре или картинке, да хоть на игральной карте. — Особенно не размахивайтесь, но и не скупитесь. Если сами не в силах сделать удовлетворительную графику, то опишите, какая это бумага, шрифт и тп.п, мы попробуем сделать сами.

Это также может быть какая-то вещь, но тогда нужно ее фото с историей вещи.

Все это будет каким-либо образом вброшено в игру. 

3. Помимо чемодана и текста, о которых речь шла выше, игрок подготавливает к игре и привозит на игру предмет, для персонажа значимый.
Предметы, которые что-то значат для нас, можно условно поделить на две группы:


  1. Предметы, которые будят в нас воспоминания, довольно смутные порой. Например, простая чашка с синим ободком может быть нам чем-то невыразимо дорога. Этой чашке может быть грош цена в базарный день, но рука не поднимается ее выбросить. Переезжая, допустим, на другую квартиру, мы забираем ее с собой. Зачем? — Мы сами затрудняемся ответить. То же можно сказать о маленьком плюшевом мишке, наборе аляповатых открыток, коробке из-под печенья и других ничего не говорящих чужому взгляду вещах. Иногда — довольно редко — мы можем ясно и отчетливо ответить на вопрос, зачем мы храним это. Чаще же отделываемся формулой: «Это дорого как память». — Но вот вопрос: память о чем? И, если эта память и так есть, то зачем ей нужен сам предмет? — Большим исследователем и знатоком этого вопроса был французский писатель Марсель Пруст. Этой памяти посвящена его септалогия «В поисках утраченного времени». Если формулировать выводы Пруста совсем кратко, эти предметы - символы указатели на важное, статусное для нас событие, в котором мы жили по-настоящему. Это событие не обязательно находится в прошлом — оно может идти к нам из будущего. Не обязательно также, что данный предмет был или будет непосредственным участником данного события: он — всего лишь указатель. Значение таких предметов в том, что их указание когда-то должно быть нами разгадано. Впрочем, такой момент может никогда не наступить.
     
  2. Предметы, которые являются материализацией наших представлений. Это — окна в «другое место», которое нас где-то ждет, куда мы хотим попасть. Это может быть «медвежий клык–сувенир с Камчатки» или индейская флейта, или фотография острова Ситэ сверху, или бог весть еще что. Это вещь, которая манит нас вдаль, которая овеществляет нашу мечту о другом — другом месте или другом времени.
     


       На поверку, деление это условно, ибо наша память и наши представления обусловлены друг другом и представляют собой неразрывное единство.        Тем не менее, предмет-память, скорее, характерен для местных. Предмет–представление — для эмигрантов.
       Говоря «предмет», мы имеем в виду не обязательно какую-то вещь. Это может быть текст, музыка, звук, запах, тактильное ощущение. Так или иначе, это то, что можно ощутить, почувствовать конкретно, нашими органами чувств.

       Петербургские игроки должны сдать свой значимый предмет (или его описание) мастерам до 1 августа, а иногородние — либо сдать московским мастерам, либо прислать описание.
       Данный предмет изымается у игрока и прячется где-то в другом месте или даже времени, и даже может быть скрыт в какой-то иной форме или обстановке. Например, та же чашка может быть изображена на картине, а не присутствовать в пластической форме.
       Игровой смысл такого предмета в том, что встреча с этим предметом или слух о нем влекут за собой реакцию игрока — реакцию узнавания: узнавания искомого места, где надо пытаться продолжить жить, или места, куда следует отправиться жить. Такой предмет — это знак, символ, стимулятор эмиграцииу.
 

 

4.      Четвертое требование свое для каждого города. Выполнить нужно требование города, в котором Вы начинаете игру.


 
Заметки на полях 
5th-Dec-2008 06:54 pm (UTC)
Делая вид, что тщательно повязывает шарф, она умудрилась-таки прочесть статью через плечо сидящего. На слух французский она воспринимала с трудом, но читала вполне сносно.
"Каких только противоречий не придумают, чтобы оправдать свои неудачи влиянием среды. Но в чем-то он прав. Настроение." - подумала она и, взглянув на часы, вышла из кафе.
Страничка открыта Nov 20th 2017, 1:37 pm GMT.