?

Log in

Emigre's Trip Journal
Игра в Буэнос-Айресе 
9th-Jul-2009 12:19 pm
Кортасар
Buenos Aires subterráneo
Фернандо Видаль Ольмос, из неопубликованных частей «Сообщения о слепых», под названием «Подземный Буэнос-Айрес»

        О вы, боги ночи!
        Боги мрака, инцеста и злодейства,
меланхолии, самоубийства!
        О боги крыс и пещер, нетопырей и тараканов!
        О злобные, непостижимые боги сна и смерти!

        …Мое первое сообщение вызвало в определенных кругах массу слухов и даже волнения. — иного я и не ожидал. Да, я говорил о слепых. Но кто эти слепые? — Те, кто не видят ничего дальше кончика собственного носа. Великий Лавкрафт, певец разложения, тьмы и мрака, предрекал человечеству черные дни за эту слепоту — и справедливо. И поделом!
        Что же, я пишу эти заметки ни для кого и даже не для себя. Это не пресловутый «долг перед человечеством» — все это пустая болтовня. Я пишу все это просто потому что пишу. Можете воображать себе, что таким образом я освобождаюсь от страха слепоты, мрака и бездны. В любом случае, мне наплевать…



Как играть в Буэнос-Айресе?
Как уже отмечалось в посте http://community.livejournal.com/emigre_journal/8411.html, игра проходит по сюжетам латиноамериканской классики: Хулио Кортасар, Хорхе-Луис Борхес, Эрнесто Сабато, Хуан-Карлос Онетти, и немного по истории.
Тем не менее, вопрос «как?» остается. И сейчас постараемся на него ответить.

В разговорнике (часть I, http://community.livejournal.com/emigre_journal/12229.html ) сказано, что политическая ориентация аргентинцев — это их мировоззрение. Каждому мировоззрению сопутствуют некие ценности и отношение к ним. Но:



2 Буэнос-Айрес — эта игра о том, кем мы были до того, как стали теми, кем еще неизвестно, стали ли.
Не бывает представителей какого-либо взгляда на жизнь в чистом виде. Набор жизненных ценностей всегда или излишний, или недостаточный.

В силу множества причин, зачастую, случайных, в силу обстоятельств и среды окружения детства и юности, когда воля наша была мягка и податлива и еще не осознавала сама себя, в нас были заложены самые разные ценности, которые, порой, несовместимы с тем, чего теперь желает наша воля. Поэтому нам всегда или чего-то не хватает для осуществления нашей воли, или что-то является лишним.



3 Ценности нельзя взять ниоткуда и нельзя выбросить в никуда. Они должны быть отданы другим людям или получены у них.
Ценность нельзя взять из ниоткуда и нельзя выбросить в никуда — она всегда чья-то и у кого-то.

Приобретение ценности или избавление от нее — процесс непростой. Ценность можно:
       
  • отдать или лишиться ее иным образом, и тогда она уйдет вас другому
           
  • получить, приобрести и т.п., и тогда ценность рибавится вам, но ее лишится кто-то другой
           
  • обменять на другую ценность
    Процесс этот никак не регламентирован. Ценность можно пытаться подарить, можно купить, выиграть и проиграть, получить путем шантажа или убеждения.
    Эпизоды жизни Буэнос-Айреса — это эпизоды обретения той или иной ценности, погони за ними, борьбы за них, желания их.
    Как это осуществляется? — Всегда есть жизненная ситуация, поскольку любое желание затрагивает другого человека. Просьба о получении чего-то или дар кому-то могут быть приняты, отвергнуты, отложены до лучших времен, этому процессу может кто-то помешать и пр. — Но уж если просьба удовлетворена или дар принят, то:



    4 Получая или отдавая ценность, каждый меняется сам и меняет другого (поскольку изменяется набор ценностей)
    Тот, кто желает отдать, лишается своей ценности, и это его изменяет
    Тот, кто приобретает, получает еще одну ценность, и это его изменяет
    Возможен «компромиссный» вариант — обмен ценностями, но и это, неизбежно, меняет людей.

    Как принимать решения в этом бушующем мире страстей? — Либо по совести, либо без. Но что вам подсказывает совесть? Мы не всегда точно знаем это.
    Тогда, по пути наименьшего сопротивления. Мы, правда, и его не всегда умеем вычислить. А затмение, конечно, приходит из мрачных нетопыриных подземелий.



    5 Каждый поступок — выбор между компромиссом с совестью и неизвестно, чем.
    Каждый поступок — выбор между тем, что подсказывает совесть (даже если она ничего не подсказывает) и линией наименьшего сопротивления.


    А идем мы всегда на поводу у наших желаний. Желания — это желания обладать. Помимо желания обладать ценностью, это желания любовные и денежные.
    Кстати, о деньгах: деньги в Аргентине — это не личный капитал, но национальное достояние, ибо аргентинцы — нация. Другое дело, как распределено это достояние.
    Тот, кто ныне обличен властью (чье время на дворе), контролирует это самое достояние, которое выражается в форме аргентинских песо, американских долларов и английских фунтов.
    Можно присвоить достояние, уж коли ты им распоряжаешься. Но делать этого, пожалуй, не стоит: останешься один. А на следующих выборах рискуешь проиграть всё. Скрыться с деньгами за кордон можно пытаться, но помните: на таможне таможенник почти всемогущ.
    Кому стоит и кому не стоит давать деньги из фонда достояния, и как эти деньги оттуда извлечь?



    6 Деньги — это не капитал. Это — национальное достояние. И распределяется оно достойным.
    Деньги распределяются системой поручительства, то есть, корпоративно.

    — Все решает система поручительства: если у тебя есть знакомый, который за тебя поручится перед тем, кто сидит на достоянии в текущий момент, ты что-то получишь. Или же твоему векселю (чеку) поверят.
    Что происходит с той частью достояния, которая осела в кафе и барах, магазинах и лотереях? — Она возвращается в фонд национального достояния, ибо деньги делают деньги. Аргентина не стоит на месте. Народ здесь не ленивый.
    Остается ли что-то владельцу заведения? — Что-то, конечно, остается. Иногда.
    Как узнать, кто нынче распоряжается национальным достоянием, какие цены нынче на матэ и кофе, какой налог установило государство? Национализация у нас или наоборот? — Слушайте радио, читайте газеты. Вы в цивилизованной стране живете. Читайте корреспонденцию, которая адресована вам.

    Так или иначе, мы переделываем себя и тех, кто рядом. И это всегда вызвано нашим личным желанием, которое никогда не бескорыстно. «А как же любовь?» — спросят меня. Любовь — это всегда желание, желание обладать, и всегда обнажение. Обнажение чувств. Поэтому



    7 Любовь — это всегда случайность и Игра на раздевание.
    Любовь моделируется игрой в карты (кости или иную игру) — на раздевание. Но этот стриптиз — душевный.

    В процессе игры раскрываются, выигрываются и проигрываются ценности. Мы стремимся как-то переделать любимого или переделать себя к нему. И ради этого готовы на многое. Любовь - это признание, взаимное открытие друг другу своих ценностей и утаивание их.

    Поэтому, ради включенности в ситуацию, в эпизод, не пренебрегайте событиями, происходящими на улицах города. А события на улицах города, как вы можете догадаться, происходят нередко.
    Аргентина — страна равных возможностей, по крайней мере, начиная с 1919 года. И поэтому любой аргентинец может стать кем угодно. Мало того, с некоторых пор и любой эмигрант может стать аргентинцем довольно просто, ну и, как следствие (по правилу транзитивности), любой эмигрант тоже может стать кем угодно. Но Аргентина — страна равных возможностей, и кто угодно может стать снова рядовым аргентинцем, ярким и типичным представителем народа, и даже снова эмигрантом.



    8 Все персонажи игры — люди небольшие, не главные, не президенты и не генералы. Но на один эпизод любой может стать кем угодно, достаточно изменить детали.
    Чтобы стать на один эпизод Пероном, Эвитой, Борхесом, президентом Иригойеном, генералом или знаменитостью, достаточно выйти на люди, сменив одну существенную деталь костюма. А детали эти доступны всем. Они разложены в доступных местах в городе. Ради эпизода нужно немножко переодеться.

    Вы приехали в Буэнос-Айрес. — Знаете, что это за город? Это — город-воспоминание. Но это воспоминание не помнит, о чем оно. И только вы знаете, о чем. Вы можете подарить ему это воспоминание. И он не останется в долгу, так или иначе.



    9 Европа — это воспоминание, которое есть у каждого аргентинца, но смутное. И это — четкое воспоминание каждого эмигранта о том, чего у него больше нет.
    Каждый аргентинец хранит в себе смутную память о своей прародине Европе. Получить конкретное воспоминание и ехать с ним в Европу, можно у эмигранта.




    10 Будущее — это всего лишь прошлое, которое мы выбираем в настоящем.
    Времена не независимы от нас. Напротив, они полностью от нас зависимы. От нас, а не от вас лично.

    Опираясь на свой так называемый «опыт», мы выбираем из прошлого все, что кажется нам лучшим, а тащим все это в будущее. Неудивительно, что это будущее, как и это прошлое, нас не устраивает. Таким образом, будущее — это всегда всеобщее явное голосование, притом прямое. И ждать от него следует не больше, чем от очередных выборов.
    Таким образом, все, что с нами было, то с нами и будет. Желаю вам всего, что с вами уже случилось.
    Как следствие, те, чья партия побеждает на выборах, устанавливают в стране свое время:
           
  • победят criollo - будут 30-е годы
           
  • peronista - середина 50-х
           
  • montonero - середина 70-х
           
  • reaccionario - будет реакция, и неважно, в какое время она наступит - на Пласа-де-Майо еще много места под рисунки на брусчатке...
    Чей возраст у власти, того и время на дворе.



    1 Буэнос-Айрес — это всегда игра, игра в классики.
    Как избежать такого «будущего»? Только человек сильной воли, независимый от мнения толпы или «масс» может избежать этого. Для этого следует разбить жизнь на фрагменты, на мельчайшие эпизоды. Чем мельче эпизод, тем меньше зависит он от «прошлого» и «будущего», тем больше в нем «настоящего» и настоящего.
    Игра в Буэнос-Айресе — это ряд эпизодов из жизни, ценных самими собой, без оглядки на какую-то единую линию повествования, без оглядки на прошлое и будущее.

    То есть, игра — это ряд сцен, сменяющих друг друга, очень похожих на фильм Микеланджело Антониони «Blow Up» («Фотоувеличение», 1967 г.) Фильм снят по мотивам рассказа Хулио Кортасара «Слюни дьявола» http://lib.aldebaran.ru/author/kortasar_hulio/kortasar_hulio_slyuni_dyavola/
    Что может вызвать к действию эпизод? — Все, что угодно: взгляд, брошенный на вас, разговор за соседним столиком, газетная новость, инцидент с автомобилями на авениде, визит знакомого, объявление на стене, общественное собрание, объявление в газете, желание рассказать о чем-то окружающим и инсценировать этот рассказ в лицах, совместное распитие кофе, матэ и др. спиртных напитков и пр.
    Каждый эпизод — это маленькая новелла, рассказ в лицах. Наша задача — прожить этот эпизод. Следующий может быть совершенно другим. Единством эпизодов остаются ваши характеры, ваша жизнь. Именно момент, секундный, порой, эпизод, прожитый ярко и мощно, переворачивает жизнь самым радикальным образом.



            Buenos Aires tal como es
    Буэнос-Айрес какой он есть. Сообщение Хорхе Ледесмы

    …Здесь, вдалеке от Буэнос-Айреса, уважаемый профессор Сабато, хотим мы того или нет, многие вещи видятся четче. И это неудивительно. Все то, что кажется вблизи «многообразием жизни», издали выглядит весьма просто…


    1. У каждого аргентинца есть дом. У дома есть фасад. Обитатели дома удивительно похожи на свой фасад. Все, что внутри, скрыто за фасадом, но весьма предсказуемо.
    2. В Буэнос-Айресе множество автомобилей, и у каждого аргентинца свои правила движения. Во всяком случае, в ином аргентинца не убедишь.
    3. Матэ пьют все. Но только иностранцы и пижоны делают это в кафе. Все приличные люди пьют матэ дома или собираясь с друзьями. Матэ всегда заваривает хозяин дома — или хозяйка. Матэ — это язык.
    4. Танго танцуют все, даже те, кто не умеет. В танго можно все то, что нельзя иным образом, и даже все то, что можно иным образом. Танго — это больше, чем язык.
    5. Все, что нужно сказать, даже то, что сказать никому нельзя, то можно сказать, и довольно просто. Поэтому в Буэнос-Айресе нет живописи, но есть граффити и литература. Для граффити у нас есть белые стены. Для сообщений — дневник.
    6. Аргентинцы — открытый народ. Смотреть собеседнику в глаза — не значит нарушить личное пространство. Но понять логику поступков аргентинца может только аргентинец, да и то не каждый.

  • Страничка открыта May 22nd 2017, 5:20 pm GMT.